Дефектоскопические материалы
Контроле деталей КЦ методом проводят с применением основных дефектоскопических материалов — проникающей жидкости «К», очищающей жидкости — масляно-керосиновой смеси (МКС) и проявляющей краски «М».
Красная проникающая жидкость «К» (ТУ 6-10-750 —74) представляет собой подвижную темно-красную жидкость. Она предназначена для заполнения под воздействием капиллярных сил полостей дефектов и последующего образования индикаторного рисунка. Вязкость жидкости «К» при 20° С 0,7—0,9 сСт. Эта жидкость пригодна для контроля как при положительной (до +50°С), так и при отрицательной (до —50°С) температуре. Однако длительное (более 7 ч) ее хранение при отрицательной температуре не допускается.
Очищающая жидкость МКС предназначена для удаления проникающей жидкости с поверхности деталей в процессе ■контроля. Она представляет собой смесь (по объему) 70% масла МК-8 или трансформаторного и 30% авиационного топлива Т-1, Т-2, ТС-1 или керосина, которую тщательно перемешивают при изготовлении. Вязкость жидкости при 20° С 7—9 сСт.
Белую проявляющую краску «М» (ТУ 6-10-749—74) используют как проявитель (поглотитель) для извлечения из полостей дефектов проникающей жидкости и образования индикаторного рисунка, а также для создания белого фона на поверхности деталей, увеличивающего контраст рисунка. Условная вязкость краски по ГОСТ 8420—74 по вискозиметру ВЗ-4 при 18—20° С 30—40 с. Время высыхания пленки краски около 10 мин.
В качестве вспомогательных материалов при контроле применяют различные растворители и обтирочную ветошь.
Бензин Б-70 (ГОСТ 1012—72*) используют для промывки деталей перед контролем. Он хорошо растворяет минеральные масла, смазки, консервационные составы, некоторые природные и искусственные смолы и красители. Бензин применяют также для удаления пыли, мягкого сажистого нагара с поверхности деталей и следов керосина из полостей дефектов. Бензин обладает большой летучестью. Его быстрому испарению из полостей дефектов способствуют небольшая вязкость и высокая смачивающая способность. Благодаря этому бензин быстрее, чем другие растворители, покидает полости дефектов.
Технический ацетон (ГОСТ 5.845—71, ГОСТ 2768—69.*) применяют для удаления с деталей некоторых видов лакокрасочных покрытий, остатков смывок АФТ-1, СД и сложных малолетучих, растворителей (645, 648, Р-4, Р-5 и др.) перед контролем, а также для удаления проявляющей краски после контроля и для промывки деталей перед повторным контролем КЦ методом. Промывка ацетоном позволяет в некоторой степени удалять влагу из полостей дефектов, прогрев которых для этой цели невозможен. Так же как бензин Б-70, ацетон обладает высокой летучестью и относительно быстро испаряется из полостей дефектов.
Растворители марок 645 (бывший РДВ), 646, 647 и 648 (ГОСТ 18188—72), Р-4, Р-5 и других (ГОСТ 7827—74) используют для очистки деталей от масел, жиров, мягкого нагара, нитроцеллюлозных лакокрасочных покрытий и остатков смывок АФТ-1 и СД после удаления ими лакокрасочных покрытий. Растворителями можно удалять также проявляющую краску с деталей после контроля. Эти растворители содержат малолетучие компоненты, которые медленно испаряются из полостей дефектов. Поэтому в случае промывки ими деталей перед контролем требуется дополнительная промывка ацетоном.
Смывки СДоб (ТУ МХП 902—42), СДсп (ТУ МХП 1113—44) и АФТ-1 (ТУ 6-10-1202—71) применяют для удаления масляных, нитроцеллюлозных, перхлорвиниловых и других лакокрасочных покрытий; наиболее эффективна для этих целей смывка АФТ-1. Смывки содержат малолетучие растворители, а также нафталин и парафин. Поэтому после их применения требуется промывка деталей растворителем марки 645 и ацетоном.
Ветошь (ГОСТ 5354—74) необходима для очистки локальных зон деталей с помощью растворителей перед контролем и для удаления жидкости «К», очищающей жидкости МКС и краски «М» с контролируемой поверхности. Используют крепкую некрашеную и чистую ветошь из тонких или полутонких тканей (миткаль, бязь, батист, сатин) без следов ржавчины, абразивной пыли, металлической стружки и других примесей.